Author:
Serge_ISA
Subject:
Контроллер-автомат_ДХО/сигнализатор_ручника на однокристалке
Message:
В теме "Автоматически включаемый свет" [url]http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=37284[/url] [b:80406fb2e9]Beard29[/b:80406fb2e9] предложил очень удачное схемное решение контроллера дневных ходовых огней (ДХО) на основе микросхемы К564ИЕ10.
Воспользовавшись его идеей, в этой же теме я публиковал свой вариант контроллера ДХО, собранного на микросхемах 561/564 серии:
часть 1я - [url]http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=3845902#3845902[/url]
часть 2я - [url]http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=4079990#4079990[/url]
часть 3я - [url]http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=4251611#4251611[/url]
Время шло, железка работала себе и работала, но хотелось упростить схему до минимума. И вот руки дошли... :lol:
[b:80406fb2e9]Контроллер ДХО/сигнализатор ручника[/b:80406fb2e9] собран на микроконтроллере AVR ATTiny13/ATTiny13A (см.схему):
[img]https://downloader.disk.yandex.ru/preview/a431a9562e0fe75c585c710b39120964/mpfs/WmxttE8A9kfYS8jG9A79utb0wIUr9FL47TSLvpp7HkBrTyR9LQZaICNQn53BqkAGA1_golLZM87zgdoBI0Tluw%3D%3D?uid=0&filename=01_DHO_AVR_v1_0_inet.jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&size=XL&crop=0[/img]
На входы устройства подаются сигналы с датчика скорости (Д.С.), включения ближнего и дальнего света фар, включения ручного тормоза и фиксируемой кнопки "Включение/Отключение ДХО". На выходе устройство формирует сигнал управления реле включения/отключения ДХО и звуковой предупреждающий сигнал о забытом или ошибочно включёном ручнике.
ДХО автоматически включаются после прихода на устройство 12-и импульсов с датчика скорости, за это время автомобиль проезжает 2м. ДХО автоматически отключаются/не_включаются, если отжата кнопка включения ДХО, или выключено зажигание, или поднят ручник, или включён ближний/дальний.
Сигнализатор поднятого ручника (пищалка) включается после 6-х импульсов с датчика скорости (т.е. если проехать на ручнике ~1м) и верещит до тех пор, пока ручник не будет опущен.
Монтаж устройства удобен тем, что почти все подключения осуществляются к разьёмам комбинации приборов, и только один провод "уходит" в моторный отсек и один к блоку предохранителей.
Плата прикручена короткими шурупами к задней стенке комбинации приборов:
[img]https://downloader.disk.yandex.ru/preview/528dd4b16e52e095f6dc3c14a87fd956/mpfs/oBe6-PtEFCpG4YVP0r_wbn61Cf_waEAHAj2JGaG9ECaRnhtxusymLiNSXb4O40zl_nPzrcO66BWnTvDT7uK1jg%3D%3D?uid=0&filename=02_PCB_01.JPG&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&size=XL&crop=0[/img]
[img]https://downloader.disk.yandex.ru/preview/3e9f418d9a131b57a7506855696d9c57/mpfs/5VlzkjUNCIZTuWYJDfst_56St7fbKlmbkymP7BQqu_NG94zc3Voixa2l4AVqHqENJBzFnX1R7owFXtM8BGwZeg%3D%3D?uid=0&filename=03_PCB_02.JPG&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&size=XL&crop=0[/img]
[img]https://downloader.disk.yandex.ru/preview/3f32a31a94552c874bb86fb25fc60b9b/mpfs/GpPGFAcjk-AaY-qC0tl7BJ8_3pgmOWQReEcLe5D0S7oBLMxGEylw9ja6dVuUhcGYjrWYiARJSP9DrVnFoDGhCA%3D%3D?uid=0&filename=04_place.jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&size=XL&crop=0[/img]
Кнопка "Включение/Отключение ДХО" в моём случае расположена на приборной панели непосредственно над кнопками включения габаритов/фар:
[img]https://downloader.disk.yandex.ru/preview/6882092a7d5b0b2c621e86725609a2b1/mpfs/9NIz9FWWVceWOIzY9UiC2K9KJ4iE8Liif5MJipC7AcJPPDiSK0sF0AfJSxFrGVgIYAa4sjvBFFounyqt5shKOQ%3D%3D?uid=0&filename=05_Knopka.JPG&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&size=XL&crop=0[/img]
Контроллер может управлять ДХО, реализованными [b:80406fb2e9]любым из известных способов[/b:80406fb2e9] - дополнительно устанавливаемыми фонарями, ближним светом фар, противотуманками или "половинками" дальнего света фар. Т.к. у меня реализован именно последний способ, то его я и буду рассматривать дальше в качестве примера.
Дневные ходовые огни на "половинках" дальнего придуманы давно и не нами и делались на старых американских/японских автомобилях. Суть решения заключается в том, что в одной фаре контакт массы лампы дальнего света переключается на питающее напряжение, что приводит к последовательному включению двух ламп дальнего света и свечению их, упрощенно говоря, вполнакала.
Преимущества реализации ДХО на "половинках" дальнего:
1. не покупаются и не ставятся на машину всякие дополнительные "колхозные" светильники,
2. нагрузка на бортовую сеть включенных последовательно 2 ламп дальнего ~в 2 раза меньше , чем у штатных ближнего света или противотуманок,
3. экономия ламп ближнего света и ламп противотуманок - лампы дальнего в разы дешевле и легче меняются, а при работе в полнакала практически "вечные" :wink:
4. направление пучка дальнего света по определению более "правильное" для ДХО, нежели пучка света ближнего или противотуманок. Яркость "половинок" дальнего близка к оптимальной.
Для сравнения можно посмотреть на фотографии, сделанные [b:80406fb2e9]Sergei55_ru[/b:80406fb2e9]:
[img]https://downloader.disk.yandex.ru/preview/a7fb301c5ff79b38428395e8fe103a58/mpfs/1-QF2uyxxk5wLtjDPK2YSq9KJ4iE8Liif5MJipC7AcKn_0osDl2g0u8GL-BkgDldqgE8yrORAY-GKNZ1KC48Dg%3D%3D?uid=0&filename=06_%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%D0%94%D0%A5%D0%9E.jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&size=XL&crop=0[/img]
[b:80406fb2e9]"Подкапотная часть":[/b:80406fb2e9]
В левую фару врезан двухконтактный разьём (от дверных концевиков). У этого разьёма на задней части есть своеобразный "буртик", который очень плотно защёлкивается в вырезанное отверстие. Плюс всё замазано герметиком:
[img]https://downloader.disk.yandex.ru/preview/077689478830e60efb24fd1ae82b5625/mpfs/6c_c39lQ61qvadO7-j1Susv7UW_3NnRPR9OdLJpRkbggkUyrNh8cFOb__k1STDHJB0FCtBFW2xL6F7zmKXpDEQ%3D%3D?uid=0&filename=07_Fara.JPG&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&size=XL&crop=0[/img]
Реле припаяно к двум проводам от внедрённого разъёма и в разрыв двух коричневых "земляных" проводов от разъёма лампы дальнего света. Реле вклеено внутрь фары.
[img]https://downloader.disk.yandex.ru/preview/1863c523c7fb5ca4c20c8513e6cbae8c/mpfs/TOvJoNdq5PwqV2ti_hkkWbQvubtwLTCD0VxQ_HNsmSoEuofM2zwsYITH-s1baZnN614D0lpmm4ct6R8pvnowMA%3D%3D?uid=0&filename=08_Fara.JPG&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&size=XL&crop=0[/img]
[b:80406fb2e9]Теперь рассмотрим процедуру "прошивки" микроконтроллера, т.е записи управляющей микропрограммы в его энергонезависимую память.[/b:80406fb2e9]
Схема простейшего программатора для программирования микроконтроллеров ATTiny программатором PonyProg:
[img]https://downloader.disk.yandex.ru/preview/12df279f5c26d409acce32a5f33c3907/mpfs/7TS05VGrvn5qnXpdlVyN2J8ccGHT5pPT2x9INxklkXeNKoEjclF39tzYJSqli80Qjy-lT2dNDu3Ynf8FkANg-g%3D%3D?uid=0&filename=attiny13toponyjpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&size=XL&crop=0[/img]
Провода для подключения к порту LPT компьютера должны иметь минимальную длину (на практике 10-15см нормально). Питание Vcc=+5 вольт можно взять от USB-порта или с разъема клавиатуры, резистор 1-10кОм. В случае программирования микроконтроллера прямо в схеме, выводы микроконтроллера подключаются напрямую к LPT-порту, дополнительная обвязка при этом не требуется.
Программу программатора PonyProg можно бесплатно скачать здесь: [url]http://downloads.sourceforge.net/ponyprog/PonyProg_V207c.zip[/url]
Процедура прошивки:
1. Запускаем PonyProg. Если это первый запуск, то настраиваем - меню "Setup", "Interface Setup". Выбираем "Parallel", "Avr ISP I/O", "LPT1". После чего запускаем т.н. калибровку из этого же меню.
2. В списке "Device" выбираем "AVR micro", "ATTiny13".
3. Подключаем программатор с микроконтроллером или собранный девайс, подаём питание на программатор/девайс.
4. Пробуем прочитать микроконтроллер, чтобы убедиться в работоспособности всей связки - меню "Commands", "Read Program (Flash)"
5. Если чтение прошло успешно, загружаем файл прошивки - меню "File", "Open Program (FLASH) File"...
6. Устанавливаем т.н. конфигурационные биты - меню "Commands", "Security & Configuration Bits". Ставим галочки для CKSEL1, SUT0, SUT1, SPIEN
7. Шьём - меню "Commands", "Write All". Возможно будет ошибка. Объяснять, почему она может возникать не буду, это не страшно.
8. Проверяем - меню "Commands", "Verify Program (Flash)". Должно пройти успешно.
[b:80406fb2e9]Прошивка v.1.2[/b:80406fb2e9] - [url]http://yadi.sk/d/KrXclRZk79o37[/url]
[b:80406fb2e9]Прошивка в формате hex[/b:80406fb2e9] (выделенное курсивом скопировать и сохранить в файл с произвольным именем и расширением .hex):
[i:80406fb2e9]
:020000020000FC
:1000000009C018951895189518951895189518956C
:10001000189518950FE90DBFE0E6F0E00027019371
:10002000F030E9F7EF39D9F7EEE1FF27EA95F083F1
:10003000E9F709E007BB06E308BBC098C398F8944A
:10004000002716E120D003950113FCCF29D030E022
:1000500023130DC0C09800271CE015D021D030E03C
:100060002313F4CF03950113F8CF42D0EFCFC398F9
:1000700024D030E0231305C046D005D004D0C09A68
:10008000E5CFC098E3CFB49905C00AD016D0B49993
:1000900006C0FBCF05D011D0B49B01C0FBCF0895A3
:1000A000B29906C030D0B29903C020E0C09804C015
:1000B0002AD0B29BF7CF21E00895B19905C023D093
:1000C000B19902C020E005C01ED0B19BF8CF21E05D
:1000D000C09808950F931F932F930FEF10E020E027
:1000E000015010402040E0F72F911F910F9108958B
:1000F000C39AF0DFC398EEDFD3DF30E0231301C0F3
:10010000F7CFC39808950F931F932F9308EE13E032
:1001100020E0015010402040E0F72F911F910F91F7
:02012000089540
:00000001FF
[/i:80406fb2e9]
Спасибо за внимание.
:!: PS: И традиционно - всё что вы возможно будете делать, руководствуясь вышенаписанным, вы будете делать на свой страх и риск - автор ничего и никому не гарантирует.