Главный редактор ИА Regnum, писатель, журналист, член СПЧ Марина Ахмедова @Marinaslovo
Бывший заложник школы Беслана Сослан Хасигов награждён орденом «За боевые отличия» в СВО.
Ещё в марте у населённого пункта Шестовица старший лейтенант Хасигов вёл разведку с передвижного наблюдательного пункта. Он обнаружил артиллерийскую установку ВСУ, ведущую огонь по российским позициям, и передал её данные командованию. По сути, спас тех, по кому она стреляла. В 2004-м, когда террористы захватили школу в Беслане, Хасигову было семь лет. Он пошёл в первый класс.
В спортзале школы, где террористы держали заложников, он провёл трое суток. Был там с матерью и братом. Оба мальчика выжили, а мать получила тяжёлые ранения.
Эта история удивляет, но, если разобраться, она совершенно логична. Удивляются люди тому, что какой-то мальчишка, побывавший в заложниках у террористов, видевший смерть таких же, как он, детей, не выбрал себе мирной профессии, а пошёл служить. Оказался в зоне боевых действий и ходит в разведку. Выжил тогда, оказавшись счастливчиком. Избежал великой опасности тогда и не стал уклоняться от неё сейчас.
А кто-то удивляется по другому поводу. Кто-то винит Россию в том, что чеченские террористы взяли в заложники детей, и думает: если б Россия не боролась с сепаратизмом в Чечне, теракта в Беслане могло бы не быть. Поэтому бывшие заложники не могут испытывать к России тёплых чувств, тем более её защищать. А история Хасигова показывает: могут.
Но всё-таки история логична. То есть развивается по законам сюжета о сильном герое. Сильный герой — обязательное условие.
Мальчик три дня проводит в аду, устроенном взрослыми детям. Он не один. Рядом с ним мама и брат. Мальчик смотрит в глаза террористам. Наверняка он, как и многие дети, обнимает свою маму, боится за неё. Наверняка, как и все, писает в бутылку и пьёт — воды детям никто не давал. Наверное, когда бомбы начали рваться, мать пыталась закрыть его и брата собой. Многие матери поступали именно так. Мальчик точно должен был видеть, как падают и гибнут другие дети. Как падает мать. Наверняка он бежал. Наверняка падал в руки российских спецназовцев. И наверняка он видел, как российские спецназовцы погибают, закрывая собой детей.
В этой истории есть зло — террористы. Есть защитники — спецназ. Между ними — маленький мальчик. Он видел большое зло и большое добро воочию. 1 сентября 2004 года он пошёл в первый класс учиться читать и писать, но в первый же день бесланская школа научила его отличать добро от зла. И очень логично, что он оказался в конце концов на Украине, в зоне СВО, и теперь сам борется с террористами. Занял место защитника. Не остался на всю жизнь травмированной жертвой. Это история сильного человека. Но ведь сила и была изначальным условием классической истории о герое.
https://t.me/rt_russian/138819