Путешествие на Кордон Конь
Особую благодарность выражаю своему штурману, Ольге, за стремление к победе, веру в водителя и машину. За самоотверженность и выдержку. И за смелость тоже!
Совсем недавно вступил в ряды геокешеров, попробовал свои силы в поисках тайников — игра очень понравилось. Правда показалось немного скучно, добираться до них было просто. И вот на карте мне попался тайник с пометкой
[Э]. Кордон Конь? Что это? Это экстремальный тайник, и в голову раз и навсегда врезалась мысль — хочу там побывать. Почитал отчет создателя тайника, стало ясно, что дороги там практически нет, и на неподготовленной Ниве будет тяжко.
Нужен был второй экипаж, желательно с лебедкой…
И вот чудо,
AR позвал покататься вокруг Керженского заповедника. Одной из точек маршрута был кордон Конь. Я быстро влился в ряды будущей экспедиции, на работе прозондировал вопрос подмены на дневную и ночную смену. Все вроде складывалось удачно…
Но за несколько дней
AR отказывается, поездка срывается. Предлагаю
Monitor'у, ведь он тоже геокешер, и тайник интересный, и резина зубастая и самое главное — лебедка!
Но Андрей не может, ввиду сильной занятости на работе

поэтому принимается судьбоносное решение — еду одним экипажем в субботу 12 июля.
Штурман давно приглашен, осталось только подготовить машину к разбитым лесным дорогам. С этой целью с отцовской Нивы снята и поставлена на мою почти нехоженая резина —
ВлИ-5.
Но машина сопротивляется до последнего, никак не хочет тяжелых условий. В четверг, при замене колес обнаружил порванный чехол внутреннего ШРУСа. Так ехать нельзя, надо менять. Весь день уговариваю «Нивку», меняю чехол вместо закупки продуктов и сбора снаряжения. Ничего страшного, все закупим в субботу утром, все равно на Борскрм мосту с утра будет пробка, а к полудню она рассосется.
Но таких умников оказалось достаточно. Несмотря на то, что из Дзержинска выехал в час дня, на Борском мосту встретил это:
Ситуацию усугубила вот эта глупая авария.
Ну все, вырвались. Ура-а, свобода. Нижний остается позади, а впереди столько тайн и открытий.
Подъезжаем к Семенову. Переезд закрыт. Можно немного отдохнуть, собрать с дворников разную живность.
В Семенове повернули на Медведево — Светлое — Хахалы. Дорога местами хорошая, ближе к Хахалам — разбитый асфальт. Удачно выбирая траекторию между выбоин, опережаем всякие «пузотерки» и «недоприводы».
В Хахалах решено посоветоваться с местными жителями. Посмотрели на меня, на машину — покрутили у виска: «До кордона, сынок, не добраться. Нужен трактор!». Но это нас не остановило, надо увидеть все своими глазами.
Всякие страшные мысли сразу отлетели, как только въехали на мостик через речку Ухтыш.
Красивое хмурое небо, успокаивающая зеленые краски. Старый деревянный мостик и тишина. Такое умиротворение. Немного успокоились, сделали несколько снимков.
Но спокойствие длилось недолго. Вдруг налетел ветер, небо стало свинцовым. Начал накрапывать дождик. Пора в дорогу, нам еще очень далеко…
И понеслась, вернее поползла, грунтовая дорога. Сразу за Феофанихой нам встретился велотурист, его железный конь не выдержал местных дорог. Спросили у него, правильно ли едем до Макарихи. Он сказал что не знает, сам идет из Лыково. От нашей помощи отказался, пожелали удачи друг другу и распрощались.
Проехали Кожиху, свернули на Макариху и попали на какую-то тракторную дорогу. Посреди колеи росли кусты, вернее от них уже торчали палки. Было очень трудно удержать машину на дороге, то и дело пыталась соскочить в кювет. Штурман нашего экипажа давно не видела таких дорог, она просто схватилась за голову — на что я подписалась?!
Отрезок до Макарихи прошли тяжело, но без остановок. Поворот на Желнуху долго не могли найти, но то ли уже нет этой дороги, то ли плохо искали, вобщем было решено сдаться на милость местным и расспросить их об этом секретном повороте.
На наше счастье попались егеря-охотники. На вопрос: «Можно ли добраться до Желнухи, до кордона Конь?» они посмотрели на мою «Нивку» и ответили:
— До Желнухи нет, а вот до кордона можешь попытаться. Кстати, оттуда и до Желнухи можно проехать.
Оказывется, этот год очень влажный и речка Желнушка глубока, там даже УАЗик не проходит, только ГАЗ-66.
Дорога на кордон проходит через Осинки, кстати, так я и предполагал добираться, если не удастся форсировать Желнушку.
Егеря-охотники предупредили, что на территорию заповедника заезжать и заходить нельзя, штраф 1500 рублей. Они же подсказали, что есть дорога вдоль границы заповедника, и для «Нивы» проходима, возможно.
О, как много в этом слове «Возможно», и с какой интонацией его произнесли. Вдруг стало страшно и за штурмана, и за себя, но в то же время — жутко интересно.
Следующая остановка в Осинках и уточнение ранее полученной информации у местных. Тоже попались егеря-охотники, они даже были слегка обескуражены нашей осведомленностью по части дорог и тем, откуда и зачем мы прибыли
Тут же разузнали возможность ночлега в деревне, оказалось, что это возможно.
Пара слов о самих деревнях: в каждой есть телефон автомат, вот только в Осинках его или еще не поставили, или уже убрали. Половина домов уже непригодна для жилья и представляет собой жалкое зрелище. Некоторые из них очень большие, и судя по останкам, были весьма красивыми.
Сотовой связи нет, во всяком случае Билайна и Мегафона.
Проехали Осинки, выбрали нужный поворот и попали на лесовозную дорогу. Пока ее состояние не пугает — отличная дорога, и мы быстро доберемся до кордона…
Еще раз оценим наш дорожный просвет, хватит ли его для этих дорог?
Ну, вроде все на месте…
Справа от дороги растут грибы, слева — черника и земляника. Очень много…
…но на них мы не отвлекаемся и продолжаем путь
И вот оно, первое засадное место. Это была моя ошибка, надо было пройти этот участок пешком и посмотреть все мелочи. А я сразу рванул вперед, пропуская колею между колес, оставляя правую строну машины на середине дороги. И, как только я прошел поворот, перед левыми колесами предстал пень, преодолеть который не было возможности. Надо перепрыгивать на другую сторону, да и колея здесь вроде не глубока. Но прыжок не удался, и сел я крепко, диагональное вывешивание, лег на правый порог и переднюю балку.
Заднее левое колесо беспомощно вращается в воздухе, а правое переднее — разгоняет фонтан брызг в луже. Машина не шелохнется.
Штурман опять схватилась за голову — все, мы никогда отсюда не выберемся.
Мне и самому стало страшно и тоскливо. Где сейчас
Monitor со своей лебедкой? Наверняка где сухо, тепло и чисто
Глаза боятся, а руки делают. Перво наперво откапываем переднюю балку…
…и порог.
Подсунем под колеса жердочки-веточки…
…и попробуем сдвинуться. Но машина даже не вибрирует, висим как на подъемнике.
Что ж, достаем следующее средство спасения — домкрат. Поднимаем правую сторону и подкладываем бревнышко.
«Нивка» без всяких затруднений трогается с места и выбирается на сухой участок. Все счастливы, штурман прыгает от счастья и хлопает в ладоши.
Что ж, программа максимум, доехать до кордона не замочив тапочек не выполнена

. Постараемся хоть добраться до кордона — программа минимум. Дальше таких засад не было, и мы без особых проблем продолжали путь. Нельзя сказать что дорога была легкой, полно всяких луж и мест, где запросто можно было встать. Это даже начало доставлять удовольствие, иногда даже не включал блокировку, а «Нивка» все ехала и ехала.
Ну вот и добрались до упомянутого егерями шлагбаума, действительно, в 200 метрах перед ним уходила объездная дорога на кордон.
Нарушать порядок мы не будем, заезжать на территорию не станем. Тем более, что шлагбаум заперт на замок.
Но ради такого снимка, мы немножко отойдем от правил
Объездная дорога с довольно глубокой колеей,
…то и дело ползу на защите. ВлИ-5 тащит, не срывается в пробуксовку. Кстати, и не разу не замылилась. В низинах дорога полностью скрывается под водой, но эти участки штурмуются на раз.
В отличие от предыдущей
поездки, вынужденных остановок не было, поэтому фотографий сложных участков получилось мало, мы их все преодолевали, а не фотографировали :
Жаль, что не сделали фотографий одного участка дороги, просто было некогда и страшно, была лишь одна цель — добраться до кордона засветло.
Попробую описать: это был настолько дремучий лес, что когда въехали в него, пришлось включить фары, а уж о снимках и не могло быть речи — настолько было темно, жутко и страшно. Сумеречная зона, можно и так сказать.
Мы уже пробивались два часа, и если что случится, пешком возвращаться далеко. Даже если остановиться, то негде было поставить палатку, разве что прямо на дороге. Вобщем были заняты переживаниями.
Пробираться через этот лесной массив было тяжело, низинки с водой и колеей, очень много поваленных ветром или иной силой деревьев. Выходить и пилить каждое было лень, поэтому потихоньку переваливал через них. Но все-таки, некоторые приходилось пилить — вымотался и устал. А впереди неизвестность…
Но, к нашей всеобщей радости, вдруг резко просветлело, и мы вышли из сумрака. Природа и краски вновь ласкали взгляд. Поразил папоротник, выше капота машины.
До кордона осталось метров 300. Это сильно радует и бодрит. Мы прорвались.
Концом нашего приключения предполагалось увидеть огромных размеров валун, поросший мхом. Поэтому пытались объехать кордон на машине и найти. Но лишь получалось кружиться вокруг отметки на GPS-приемнике, и ничего похожего на большой камень на глаза нам не попадалось. Спешились, и сквозь траву двинулись к отметке. Вышли на проплешину посреди поляны, на ней почему-то не росла трава, и посреди увидели небольших размеров камень.
Под камнем находится контейнер… Содержимое тайника пострадало от влаги и грязи. Изымаем утратившие ценность предметы…
Забрали с собой компас, взамен положили это:
Контейнер собран, готов к закладке на место
Еще раз любуемся уходящим днем и последними лучиками солнца.
Спешим засветло ставить палатку и развести костер. С палаткой разобрались быстро, а вот с костром вышла незадача. Все-все в лесу сырое, даже сухостой и тот влажный. Сначала пытался жечь сосну. Она очень долго разгоралась, но очень быстро прогорала, оставляя лишь пепел. Даже тост за огонь не помог, костру конечно понравилось наше внимание к нему, он ярко полыхнул и тут же утих. После безуспешных и продолжительных попыток заготовил березовых полешек, и через полчаса получился хороший костер.
Говорили, обменивались впечатлениями, алкоголем снимали стресс. Я даже не замечал присутствия комаров, а их было очень много. Приготовили шашлык, вскипятили воду для чая. Но тут так быстро накрыла усталость, что до чая дело уже не дошло. Все, надо отдыхать.
Утро следующего дня порадовало. Солнышко. Тепло. Чистое голубое небо. Хоть и рано поднялись, отдохнули хорошо, никакого следа от усталости не осталось. Взгляд упал на машину, да, немного испачкались. Еще такой слой грязи нанесем на кузов на обратной дороге.
Опять занялся костром, на этот раз все получилось быстрее — сразу начал с березовых полешек. Вскипятили воду, заварили чай. Какой он вкусный получился — я такого еще не пробовал.
Штурману все по душе, она не может скрыть своего удовольствия.
Хорошо, что подготовились к встрече с комарами и другими насекомыми. Москитные сетки сильно выручали, и комары не лезли в нос, рот, глаза и уши, правда было немного душновато, но ради этого можно потерпеть.
Особо порадовали бабочки. Их очень много, и совершенно не пугаются людей…
Возвращаясь с кордона нигде не застряли, и проехали не замочив тапочки
Единственные трудности возникли, когда подъехал к своему любимому засадному месту. Попытался еще раз перепрыгнуть колею, но это не удалось, правой стороной упал в неё, и кузовом прижался к грунту. Машина все еще сохранила подвижность. Выскочил из колеи чуть далее, ободрав немного борт. Жалко конечно, но это все заполируется.
На обратном пути заехали в Макариху к егерям-охотникам. Они были рады нас видеть живыми и невредимыми, так как накануне забыли предупредить о возможной встрече с медведями

Приглашали еще приезжать в эти места. Распрощались и мы поехали домой.
Испытывать судьбу тракторной дорогой Макариха—Кожиха не стали, поэтому заскочили в Заскочиху

, что и отражено в приложенном
треке.
После второго слоя грязи машина выглядела так:
Пока ехал с Семенова до Нижнего, встречал на себе восхищенные взгляды других «нивоводов» и джиперов, и завистливые — «недоприводов» и «пузотерок»
В понедельник поехал на мойку, где мне удачно оторвали правое зеркало. Вот странно, 50 километров по кустам и веткам оно выдержало, а на мойке сдалось. Хорошо что при падении не разбилось, поставил назад за пять минут.
Боевые шрамы, когда приложился к колее на обратной дороге
Удачное получилось путешествие, столько положительных эмоций и всего за два дня. Снова появилась вера в людей и в себя. Захотелось жить и радоваться белому свету.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Трек OZI обратной дороги и карта маршрута «Хахалы — Макариха — Осинки — кордон Конь»:
© Boriska, 2008