Большое спасибо Вагану за, по моему мнению, самую лучшую гонку в Волгоградской области. Я писал это же в прошлом году, в этом году Ваган сделал все еще лучше. Есть два ключевых момента, которые выгодно отличают Сталинградские прорывы ото всех остальных соревнований: время проведения (весенняя распутица) и наличие легенды, на которой приходится немного подумать и штурману (сам я - штурман).
В этом году очень понравилась задумка с тремя спецучастками: GPS-точки, легенда и ночные GPS-точки. Не очень понравилось, как это было сделано в реальности, поэтому позволю себе изложить то, как бы сделал это я.
Во-первых, лагерь должен находиться недалеко от дороги с твердым покрытием и, желательно, АЗС. Вылезло много проблем из-за того, что не было соблюдено это условие. В частности то, что на награждение никто не остался, в том числе и наш тойотовский экипаж, который к моменту финиша уже имел подозрение, что может занять одно из призовых мест. Сам Ваган попросил нас съездить на 54 точку, дабы вызволить съедаемых волками шнивоводов. Двенадцать километров асфальта и пятнадцать километров бездорожья с периодически попадающимися еле-еле ползающими (водка) джипперами и их застрявшими шнивами-патриотами, которые даже не знаю толком, куда их тащить, вперед в лагерь, либо обратно к спасительному асфальту. Особенно позабавил еле стоящий на ногах товарищ из патриота, который вместо нормального троса имел в своем распоряжении только веревочку, больше похожую на шнурок от старых ботинок. Так вот, все эти километры (только в одну сторону) вовсе не добавляли энтузиазма для возвращения в лагерь на награждение. Малый запас бензина, да еще и по середине бескрайнего поля, заставил некоторые экипажи отказаться от прохождения 3-го СУ.
Да, я понимаю, что не всегда получается сделать GPS-точки и легенду недалеко от дороги, но это очень легко можно устроить, сделав следующее. Можно делать старт и финиш в лагере, но промежуточный старт можно сделать центре расположения GPS-точек, и в начале легенды, которое можно просто задать GPS-точкой, в ней поставить КП, написать, что от этой точки, например, нужно двигаться на северо-запад вдоль лесополосы, которая будет находится слева от курса. Через 200 метров поставить еще одну точку, чтобы была уверенность, что все поехали по легенде по нужной дороге. Для GPS-точек такой промежуточный старт можно делать от хорошо заметного ориентира, например от столба ЛЭП, с которым все должны сделать свою первую фотографию, а потом уже ехать собирать точки. Если этот промежуточный старт будет находится в центре GPS-точек, то это поможет распределить экипажи на дистанции, все поедут в разные стороны.
Во-вторых, по моему глубокому убеждению, старт должен быть общий (возможно, Нивы и УАЗы можно запускать отдельно, с разницей в 30 мин.) Можно просто выстроить машины, созвать всех штурманов, выдать им GPS-точки и объявить старт. Штурманы бегут к своим машинам, забивают точки, скорость вбивания точек у всех разная, этого будет вполне достаточно, чтобы машины рассеялись и не было табунов. А если GPS-точки сделать в разных сторонах от лагеря, то все разъедутся в разных направлениях, и никто никому мешать не будет. Кроме того, в этом случае значительно облегчается работа и самого организатора, не нужно отслеживать время прибытия экипажей, кто первый приехал, тот и выиграл (естественно, если он при этом собрал наибольшее количество точек). Ну и, конечно, обеспечиваются равные условия для всех экипажей.
В-третьих, нужен четкий регламент с четкими ответами на все возможные вопросы, по крайней мере, по поводу времени финиша и пенализацией за опоздание. Регламент этот должен быть необсуждаемым и не меняться, по крайней мере, до финиша гонки. Т.е. менять его, конечно, можно, но только на следующий год. Обсуждение регламента перед стартом ведет к ненужной потере времени и к существованию различных мнений и вариантов, в зависимости от того, кто что услышал или не услышал.
Как мне видится такой регламент: 1. Старт общий в районе 10-11 часов. 2. Контрольное время - полночь. Те, кто приезжает после 00 оказываются в зачете после приехавших до истечения контрольного времени. 3. Если экипаж вернулся с GPS-точек и легенды до 20, то делается отсечка времени, общий старт на ночные GPS-точки для таких экипажей дается в 20 (т.е. после наступления темноты). Если экипаж вернулся с дневных GPS-точек и легенды после 20, то он сразу получает ночные GPS-точки и может сразу ехать, никаких отсечек времени в этом случае нет. В 00 проводится награждение и все уставшие, но довольные возвращаются по домам, тем более, что асфальт совсем рядом

.
P.S. Прошу извинить за огромное количество букв, но я искренне хочу помочь сделать гонку еще лучше

.
P.P.S. Ваган, выложи, пожалуйста, фотографию КП 10 с легенды и координаты ночных GPS-точек. Хотелось бы посмотреть, успели бы мы их собрать до 0 часов или нет.