Продолжаю серию таежных зарисовок.
Первый эпизод здесь
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=726022#726022
Эпизод второй (хронология тут не при чем, просто для обозначения).
Итак, поехали как-то по осени за сеном... Как полагается в лесхпромхозе выписали заявку на Краза и в означенный день двинули. Я с дедом и водила. Разумеется, водила знакомый, да там все знакомые - дед ветеран труда, 45 лет стажу, двадцать из них лет шоферил в этом же самом леспромхозе.
Едем. До покоса далеко - 52 км, часть по асфальту, часть по грунтовке различной степени убитости. Дорога дальняя, занимаем себя разговорами, хотя разговором это назвать трудно - на скорости 60-80 км/ч шум и грохот в деревянной кабине стоит такой, что впору надевать танковые шлемы с переговорниками. Но дед с водилой друг друга понимают, это профессиональное... Так за разговорами и подъехали. Решили какой зарод (большая куча сена на деревянных санях рамзером 4 на 6 метров) будем брать первым. И начали.
Сейчас можно сделать небольшое отступление, чтобы представить и понять что да как. Для перевозки леса в нашей таежной области Забайкалья в основном используются Кразы (в простонародии "лаптежник"), вот он красавец!
есть еще конечно, Уралы, Камазы, раньше еще были мазы и чудо японской техники Коматцу. Преимущество Краза перед вышеперечисленной техникой выражалось главным счетом его большой грузоподъемностью, но был еще и других ряд преимуществ: лебедка расположенная в базе с помощью которой лесовоз сам затаскивал на себя прицеп-роспуск, что делало его более маневренным, хорошая проходимость, относительная по сравнению с Уралами надежность и неприхотливость. Немаловажную роль также играло и то, что в хребтах где большей частью берется лес, колесная техника на доездках до погрузочных площадок часто теряла самостоятельную способность к передвижению (косогоры и прижимы), тогда на помощь приходил челюстник или трелевочник. Так вот именно на Кразе его какая-то там первая вторая пониженная точно совпадала с восьмой пониженной у трелевочника - передвижение в связке упрощалось.
Смекалистый деревенский народ вынес из этих преимуществ пользу и для себя - на Кразе гораздо удобнее и быстрее перевозить сено! Раньше надо было грузить на бортовую машину - сначала нужно закидать, потом скидать, да еще и заметать, а теперь подъехал, зацепил, затащил на себя и поехал! И главное ничего не нужно переметывать! Появились даже различные варианты метания сена - кроме зарода на санях делали еще и копяк (имеет круглую форму - рассчитан на меньшее количество сена, но там не нужно колотить сани, достаточно положить трос на низ и несколько жердей на него). Краз стал незаменимым помощником в хозяйстве!
Подъезжаем к зароду, разворачиваемся, подкладываем под переднюю часть саней зарода бревна и вторым концом кладем их на площадку Краза. Распускаем лебедку, цепляем и начинаем затаскивать на себя. Дело медленно, но верно движется, и вот уже зарод уперся в защитную решетку за кабиной. Отцепляем лебедку и перекидываем ее через верх зарода, снизу за гитару цепляем чекер и хитровебанным кольцом соединяем его с крюком лебедки. Даем натяг и придавливаем зарод к машине - все, теперь никуда не денется, можно ехать!
Для того чтобы выехать на гравийку нужно проехать какое-то расстояние по собственно сенокосу, по которому проходит низинка метров семь - не сказать что болото, но так сыровасто и главное если туда проехали как бы под горку, то обратно, естественно, получается наоборот... Подъехали, остановились, потоптались, почесали репу. Надо сказать, что водилы лесовозов крайне осмотрительны в своих маневрах потому как цена ошибки очень велика - застрявший и груженный лесом лесовоз не способен вытащить даже к-700 и даже трелевочник. Убедившись, что проехать можно, тронули помаленьку на первой пониженной. Морда начинает медленно продвигаться по низинке, проходит ее, выходит наверх, проходит второй мост,.. и тут случается печальное. Нет, машина не утратила способность двигаться, вот только вместо движения вперед она стала двигаться вниз - первый мост продавил, второй мост прорезал, третий начал копать... Водила среагировал очень быстро, но поздно... Попытка выехать назад ни к чему не привела - жопа провалилась и села на мосты... Все, тушите свет, сливайте воду, кина не будет...
Мдя, ситуация - зарод с себя не скинуть, он уткнется в землю (машина под углом стоит), помощи особо ждать неоткуда - на дворе вечереет, по дороге на покос стало меньше лесовозов ходить, да и помогут ли они - нужен еще один Краз, причем без прицепа... Что делать - остается ждать. Пошли на табор, развели костер, достали маломальский харч и перекусили в сухомять. Совсем стемнело и потянуло хьюзом, трава под ногами хрустит - чай не месяц май...
Саня, как думаешь, когда нас спохватятся? - спрашивает дед. Да хрен его знает, я диспетчершу предупредил куда еду, но раньше утра машина за нами врядли придет...
Салярки хватит? Мож заглушим? Не, боюсь - аккумуляторы слабые, пусть молотит, должно хватить. Только надо периодически прогазовывать, а то форсунки засераются... Следует отметить, что Краз имеет еще одно преимущество - у него выхлопная выходит вниз и снижается риск воспламенения сена от искры (были и такие случаи).
Ночь проходит без сна - в кабине угарно, да и не особо тепло, у костра греешь одно место студишь другое... периодически ходим прогазовывать - берем кусок рубироида с табора и делаем насадку на глушак - чтобы отвести выхлоп еще дальше от сена, искры сыпят будь здоров! Так и проночевали.
Ну а дальше все как в песне:
На утро к нам пришел тягач
и там был трос, и там был врач...
Ну врача конечно не было, но водила со второго Краза с напарником, привезли харчи, солярку и главное... не не водку - чай! И сразу приступили к делу - водилам не надо объяснять что делать, все всё и так знают - Краз-тягач развернулся и спятился вплотную к застрявшему. Зацепил его коротким тросом, включил первую и начал рыть... Закопавшись на 1/3 колеса, отцепляем трос и разматываем лебедку. Цепляется, жмет от души на тормоза и начинает мотать - второй помогает колесами. Дело начинает двигаться. Тягач в какой-то момент начинает стаскивать к застрявшему. Приходится повторять процедуру с закапыванием. И вот она долгожданная свобода. Как обычно закуриваем, разговариваем, машем руками, прощаемся. Обратную дорогу я спал несмотря на грохот и шум. Подъезжаем к деревне, нас ждут на лавке бабушка и мама, по их лицам видно, что не спали и беспокоились, но слава богу все живы и здоровы, а это главное!