олеггггг,
Цитата:
Думал о человеке как явлении.
Существование и развитие человека определяются и обеспечиваются целостностью и неисчерпаемой совокупностью процессов и факторов.
Переход количества в качество всегда есть акт создания информационной системы нового типа. Информация, обеспеченная необходимой и достаточной энергией, представляет собой фактор воздействия на бытие человека. На развернутом раскрытии накопленной информации, знаний и умений основывается необратимый прогресс науки и техники, образования и воспитания, физической культуры и спорта.
Бытие – это совокупное целостное единство материально-природного мира и информации, включающее психические состояния человека, и физическое состояние - совокупность телесных свойств человека и обусловленных или функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному этапу индивидуального развития.
духовность – всеобщая информационная связь человека с его внутренним и внешним миром, познание себя и раскрытие своих способностей, самосовершенствование, осознание неразрывной сопричастности к природе.
Духовность в жизни человека проявляется в его стремлении к познанию истины, смысла жизни, овладению высокой гуманистической нравственностью, в сближении с космическими силами, в вере в Бога и т.д.
Важным продуктом специфической предметной деятельности человека является его тело. Физическая культура как вид деятельности развивает и совершенствует природные качества и способности человека, в первую очередь его двигательные способности и функциональные качества организма.
Духовное и телесное в развитии человека находятся в единстве. Попытки девальвации ценностного смысла и значимости телесного развития человека приводят к печальному
следствию – пренебрежению к телу и здоровью. С другой стороны, существует мнение, что людей, думающих только о «физическом здоровье», может постигнуть участь динозавров.
Общественная жизнь каждого индивида, социальной общности, группы людей характеризуется множеством факторов. Эти факторы определяют условия и обстоятельства реального существования человека.
Прежде всего, выделяют биогенные факторы, или биологические основы жизнедеятельности, связанные с наследственной конституцией и функционированием телесного организма. Человеку необходимы пища и вода. Кроме того, требуются условия для выживания в повседневной действительности. Это может быть укрытие от непогоды и приспособление к переменам климата и сезонов, одежда, обувь и т.п. Дееспособный человек должен обладать необходимыми качествами и способностями, уровнем развития сознания и тела, обеспечивающими присвоение или производство благ, необходимых для собственной жизни и продолжения рода, воспитания детей.
Все компоненты и свойства человека активно развиваются, а, следовательно, изменяются.
В связи с этим у человека возникают новые потребности, и он постоянно стремится обеспечить благоприятные условия своего существования, приспосабливаясь к окружающему его обществу и осуществляя производство разнообразных благ – вещей, информации, услуг. Активное удовлетворение потребностей – закономерная основа деятельности людей и движущая сила развития человека как личности.
В качестве первичного источника деятельности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Потребность – осознанное понимание нужды в чем-либо и осмысленная установка на деятельность по ее удовлетворению в реальных условиях. Реализовывая потребности, человек как саморегулирующаяся система нуждается в обмене со средой информацией, энергией, субстанцией. Все это обеспечивает устойчивую стабильность и прогрессивное развитие личности.
Базовые потребности человека объединяются по характеристикам их природной основы и подразделяются на физические, биогенные, биоэтические, социальные, нейрофизические, психофизические, духовные.
Вот......это всего лишь несколько мыслей по этому поводу. Если чего не понятно, спрашивай, не стесняйся
ЗЫ:
Разумеется, недопустима в то же время и любая недооценка роли биологической наследственности, природных задатков индивида, особенностей его типа высшей нервной деятельности, темперамента, физической сущности и т.п. И все же, признавая большое значение генетической программы, следует отметить, что за прошедшие тысячелетия генофонд вида сохранился и будет сохраняться в дальнейшем. Процесс этого вида приобрел социальный характер, благодаря чему эволюция человека на биологическом, видовом уровне фактически прекратилась. Современный человек как явление стал исключительно продуктом истории, сохраняя, разумеется, при этом все необходимые биологические предпосылки для развития психики.
Диалектическое понимание соотношения факторов социальной среды и наследственности в формировании личности включает еще один очень важный момент. Воздействие указанных факторов на формирование rex или иных признаков человека не проявляется с какойто абсолютной необходимостью. Поскольку существует объективная случайность, постольку в сложнейшей программе индивидуального развития возможны явления случайной изменчивости, непосредственно не объяснимые эволюцией генов или изменениями конкретных социальных условий.
Биологическая наука признает фенотипическую изменчивость, возникающую под влиянием всей системы социальных факторов, и генотипическую изменчивость. Последняя определяет нейродинамические процессы, психодинамику, эндокринные особенности, темперамент, характер и т.п. Генотипическая программа служит предпосылкой для развития социальных качеств человека. Однако врожденные особенности во многом универсальны и поэтому создают возможность для развития человека в разных направлениях в полном взаимодействии и в зависимости от действия социальной программы. Что же касается развития сознания, интеллекта человека, то оно является в целом фенотипическим.
Социальная специфика человека в конечном счете формируется индивидуально в процессе общественнопрактической деятельности в форме синтеза общественного и индивидуального опыта. Передачу этого опыта истории по поколениям называют социальным наследованием. В целом же сущность человека формируется и проявляется через отношения, в которые он вступает с другими людьми, с учетом своей индивидуальности. Сказанное совсем не означает, что индивиду свойственно находить свою человеческую сущность не в себе, а вне себя, только в общественных отношениях, только в социальной среде. Здесь имеет место сложный процесс синтезирования данных внутреннего и внешнего мира, биологического и социального, общественного и индивидуального. Отсюда известную мысль К.Маркса нельзя интерпретировать так, что будто бы сам человек есть совокупность общественных отношений.
Это было бы бессмыслицей, так как индивид со всеми своими индивидуальными особенностями растворялся бы в общественных отношениях.
Следует признать, что при всем обилии работ по проблеме человека и личности, которая по праву в последнее время считается центральной в нашей философии, целостной научной теории в этой области пока не создано. Положение К.Маркса о том, что сущность человека совокупность всех общественных отношений, составляет лишь одну из методологических основ научной концепции личности. Суть в том, что действительное бытие человека, представляющее собой неразрывное единство сущности и существования, намного богаче и содержательнее.