Думаю, это будет интересно всем нивоводам.
Идея балансировать карданные валы прямо на машине пришла в голову года полтора назад. Далее я попытался в вопросах и ответах пояснить то, что мы делаем:
В: Откуда берется вибрация в моем автомобиле? Колеса отбалансированы, но с ростом скорости ощущается тряска, идущая из-под днища…
О: Для задне- и полноприводных автомобилей причина вибрации кроется в карданных валах. Их необходимо балансировать, как и любые вращающиеся с высокими скоростями узлы и агрегаты автомобиля. Неуравновешенный карданный вал вызывает вибрацию, которая разрушает подшипники крестовин, хвостовика раздаточной коробки, коробки передач и редуктора моста. Ресурс агрегатов уменьшается в 8-10 раз! Также эта вибрация передается в салон, вибрируют сиденья, пол автомобиля, зеркала заднего вида, органы управления, возникает дискомфорт для водителя и пассажиров при движении. Особенно этот негативный эффект проявляется на загородной дороге, при движении на повышенных скоростях в течение долгого времени. Также возрастает на 10-15 процентов расход топлива.
В: В таком случае, карданные валы должны быть отбалансированы еще на заводе-изготовителе?
О: Разумеется. Однако иногда эта балансировка не выдерживает никакой критики. Вообще, процесс балансировки достаточно кропотливый, трудоемкий, требует хорошо настроенного оборудования, которое должно периодически проверяться. Проконтролировать же результат балансировки ОТК на заводе не может (это ведь не размер детали, скажем, который можно проверить штангенциркулем). Поэтому проверка заключается в том, что контролер смотрит на наличие балансировочных грузов на изделии. Есть грузы – значит, балансировка выполнялась. Рабочие, зная об этом, просто приваривают грузы, куда им вздумается – вот и готова балансировка. А в результате появляются описанные выше проблемы.
В: То есть, если в машине ощущается вибрация, нужно заменить карданный вал на качественно отбалансированный?
О: Можно поступить и так, но это не гарантирует избавление от вибрации. Дело в том, что дисбаланс самого карданного вала – распространенная, но не единственная причина вибрации. Другая известная беда – неточности при изготовлении цапф (посадочных мест для карданов). Даже отлично отбалансированный на станке карданный вал, установленный на автомобиль с биением (несоосностью) в цапфах 0,1 мм уже дает дисбаланс выше допустимого! А нередки случаи, когда биение достигает 1 мм и более.
В: Теперь понятно, почему на некоторых машинах повышенный уровень вибрации считается чуть ли не обычным делом, визитной карточкой модели! А можно ли победить вибрацию «малой кровью», не прибегая к дорогостоящим заменам карданных валов, раздаточных коробок и редукторов мостов?
О: Да, теперь можно. Мы, сотрудники отдела «Динамика приводов» Управления научных исследований Донского государственного технического университета, разработали и опробовали методику, позволяющую производить балансировку карданных валов, не снимая их с автомобиля. Эта процедура не занимает много времени, и сразу устраняет вибрации как от неуравновешенности карданного вала, так и от неточностей его установки. Данная методика является авторской разработкой. А теперь для всех, кто устал от вибрации в своем авто, открылась лаборатория для проведения такой балансировки.
|