Dr.Smith писал(а):
Необычной была и полусферическая форма камеры сгорания, обеспечивавшая лучшие условия сгорания рабочей смеси, стало быть — увеличивавшая КПД двигателя.
Ага, по сравнению с чем - с нижнеклапанными конструкциями 50-х годов? Бесспорно. В середине 60-х и даже в 70-х мотор вполне был "на уровне". Да только принципиально устарел уже в начале 80-х. Кстати, все эти игрища с увеличением объема в 90-х есть ни что иное как разработки 70-х под не пошедших в серию 3-5-6 и 3-5-4, которые должны были сменить 2140.
То, что резервы конструкции исчерпаны, прекрасно понимали на АЗЛК, и не стали даже пытаться под 2141 модернизировать 412 модель, а заложили целый завод двигателей в начале 80-х. Как знать, чем бы все закончилось, если б не дурак меченый с его перестройками... Наверное, были б сейчас у нас современные моторы разного калибра, а не только одинаковые полторашки, дизеля легковые, легковой инжекторный V8 для ГАЗ-3105, да и сама ГАЗ-3105, и еще много чего.
Но не успели - вот и пихали под капот 2141 что придется - и 331, и 3317, и 2106 и даже дизеля фордовского, и F3R чтоб спасти модель от постоянного падения спроса, ибо москвичовский мотор здорово портил общее впечатление от неплохого в общем-то по тем временам автомобиля.
В музее место этой конструкции и всем ее производными, рядом с аналогичными клонами мотора ГАЗ-21 заводов ЗМЗ и УМЗ. Жизнь сама все по местам расставила, где этот УЗАМ сейчас? Вон автомобильное производство ИжМаш тоже загнулось со своей Одой, хотя конструкция всяко прогрессивнее Вазовской классики, и в основном "благодаря" москвичовскому мотору, омской коробке и топорному салону.