Charge писал(а):
Объясните пожалуйста бестолковому инженеру-конструктору, какие конкретно углы работы карданной передачи вы считаете правильными, что такое "набивка" раздатки и на сколько градусов описанный вами метод способен повернуть агрегаты трансмиссии (в правильное положение)?
с радостью объясню. Как Вам, так и бестолковым инженерам-конструкторам ВАЗа. Шарнир Гука, он же шарнир с 1 крестовиной, передает вращение неравномерно, на каждый оборот ведущего вала - ведомый - совершает ускорение и замедление, тем самым то убегая "вперед" по угловой скорости, то отствавая от ведущего вала. Величина неравномерности зависит от угла "перегиба". Это основное отличие (для пользователя) крестовин от ШРУСов (которым, угол работы нипочем, поэтому их с радостью и используют в ведущих управляемых осях).
Зная недостаток связаный с неравномерным вращением, на нормальных карданных валах ставят две крестовины, у которых ведущие вилки повёрнуты на угол Pi/2 относительно друг друга. Для того чтобы когда первая вилка ускорялась - вторая замедлялась. В итоге фланцы будут крутится равномерно, а ускорятся-замедлятся будет только центральная труба.
Но. Есть одна проблема. Для равномерного вращения фланцев, все оси вращения кардана должны лежать в одной плоскости, а крестовины работать на одинаковые углы. Это очевидно, т.к. одна крестовина явно не знает о наличии другой крестовины, и при установке кардана "как получилось" (а именно так и сделали шниву), процесс "ускорение-замедление" будет несихронизированым, тоесть вразнобой. Пульсировать начнут и концы кардана. Это не вибрация, это именно рывковый процесс передачи крутящего момента.
А именно, что будет если нарушить схему?:
а) Допустим, что шарниры лежат в одной плоскости, а углы неравны. Тогда величины замедления-ускорения на шарнирах хоть и 0будут попадать в противофазу друг друга, но амплитуда пульсации угловой скорости - нет. Угл. скорость ведомого фланца будет точно также пульсировать относительно скорости ведущего, на величину неравномерности (которая тем выше, чем больше разница углов работы шарниров).
б) Допустим, что углы равны, а плоскость несоблюдена. Тогда амплитуда и частота отклонений угловых скоростей шарниров будут равны, но не попадать в противофазу друг друга, тоесть взаимогасить. Вплоть до двойного ускорения, и двойного замедления в особо крайних случаях.
в) когда и плоскость и углы не соблюдены. Хуже всего.
А теперь представьте что происходит когда кардан, как система в целом, неравномерно передает вращение? Очевидно что колёсам очень сложно пробуксовывать и тормозится каждый раз, а неравномерность вращения ктото всё таки должен гасить. И этим "ктото" оказываются опоры раздатки, в которых раздатка "подворачивается" чтобы угодить неравномерности вращения. Поэтому ручка раздатки и описывает замысловатые траектории, когда мы жмём газ в пол на второй передаче (большой крутящий момент, и высокая частота - на первой передаче тоже самое, но не так "быстро":smile_wink:. Это я и называю "набиванием" раздатки.
а инженеры ваза обломались в двух случаях - передний кардан и задний кардан. Они не могли даже установить абсолютно статичные агрегаты как РПМ и РК в нормальное положение, чтобы хотя бы передний кардан не страдал. Но хуже всего обстоит с задним мостом. Его невозможно вывести в "нормальную" работу, т.к. редуктор у нас по центру (да здравствует унификация! пофиг что на 2101 выходной вал кпп по центру, а у нивы - сбоку, всё равно поставим мост от 2101), а фланец раздатки - сбоку, поэтому при взгляде снизу кардан описывает чтото наподобие буквы Z (только с тупыми углами вместо острых). Это впринципе нормально, если бы при взляде сбоку также получалась буква Z. Но у нас тяги разной длины не смогут обеспечить правильное "параллельное земле" перемещение фланца, для соблюдения углов работы шарниров. Тоесть когда ось разгружена - сосок смотрит "вверх", когда загружена - параллельно земле (тоесть верно). Поэтому на полной загрузке у многих пропадают вибрации. (у нас даже тяги от 2101, поэтому кинематика перемещения моста даже как у этой 2101, что вообще неверно при наличии раздатки)
повторюсь, я проверял это всё с помощью линеек, метров, траспортиров. Всё так как я и написал. Стоит установить один кардан "по схеме" (с соблюдением углов и плоскостей), а второй снять нафиг (потомучто приходится отклонять агрегаты, и второй кардан сильно работает в сильно ухудшенных условиях), - нет вибраций ни на какой скорости асболютно. Ручка раздатки - как вкопанная, на неё можно ставить монетку ребром и она будет стоять.
а вообще баян. В теме про "люфт раздатки" всё пережевано много раз. Потому что "кривая" работа карданов убивает нафиг подшипники выходных валов раздатки и дифф, отчего фланцы раздатки начинают "болтатся" относительно самой раздатки. Кстати это даже улучшает вибрационную картину, т.к. создают небольшую дополнительную "степень" свободы для шарниров, отчего раздатке нужно меньше трястить в опорах.
Может, конечно вина тех кто требовал максимальной унификации, использования имеющихся агрегатов, а неравномерность исправить ШРУСами. Но не получилось. Пипл и так схавал. Еще и деньги периодически носит на новую раздатку/белкарды/идеальную балансировку/и прочие бессмысленные действия.
А шрусы как мы видим - не прижились. Слишком большой ход подвески, помноженный на феноменальные обороты вращения (вчетверо выше скорости вращения шрусов на переднем приводе). Тоесть при наших 100 кмч, шрус на `карданном` валу крутится как колёсный шрус при 400 кмч, при этом еще и под углом. Пыльники измачаливает, сепараторы стирает. На паркетниках шрусы выживают только благодаря независимой подвеске и статичным агрегатам (которые есесно установлены так, чтобы меньше всего долбать гранату углами)
а по теме - ослабление опор раздатки, и движение с приоткрученным крепежом как раз привело в к тому что раздатка заняла наиболее удобное положение между "огнём" и "водой", тоесть между передним и задним карданом - когда в совокупности они набивают меньше всего. Всё верно. Только годится для определенной загрузки машины. Для каждой загрузки должно быть своё положение. (и то - неидеальное, просто отклонения раздатки будут лежать в пределах мягкости опор, и не передаватся на кузов)
PS. карданы - это хорошо, это современно, это надежно. Но только при грамотной подвеске, и положении агрегатов. В противном случае получается НИВА. Проверено 4WD иноджипом на 170 кмч с такими же по габаритам карданами. (поэтому не надо бежать покупать ради
короткой эйфории шрусовые СОНДЫ или ТИРСАНЫ)
итог - неизлечимо. Как и предок 2121, хорошо годится для колхоза и скоростях до 60 кмч. Думайте прежде чем покупать этот автомобиль с грубыми конструкторскими ошибками. А если и купили - то придется смирится с тем что нас наип..ли (в моём случае - дважды подряд см.подпись), впарив древнюю, полную кроилова, непросчитанную даже на бухгалтерских счётах, конструкцию, под эмблемой "чивирлет".