Цитата:
Говорю как человек, в данное время работающий на юге Казахстана...
Юг Казахстана нам показался более спокойным. Хотя москвичей на обратном пути именно казахи и обижали.
А нам нервы помотали в Кыргызстане. Вот заключительная глава из нашего отчета:
P.S. Впечатления команды Шнивы от путешествия от г.Ош к дому.
Расставшись в Оше с командой москвичей, мы двинулись в сторону Бишкека. Грустно было расставаться с новыми друзьями, с которыми делили в течение последних 20 дней все радости и тяготы пути. Волновались за приболевшего в последний день Вову – нашего неутомимого и мудрого бабаи. Галя помогла утрамбовать нашу машину и долго махала нам вслед. Проехав весь путь в головной машине, Галя взяла на себя обязанности генерального штурмана. Уже дома поймал себя на мысли, что не могу сходу показать на карте некоторые участки пройденного маршрута, до чего же я навигационно расслабился в таком окружении! А сколько раз дружественный экипаж выскакивал из машины с фотоаппаратами, охотясь за красотой – не пересчитать! А помощь в ремонте машины и дружеский буксировочный трос! Всю оставшуюся дорогу нам не хватало идущего рядом Патрика. Вернул к действительности и дал понять, что приключениям еще не конец инспектор ДПС в пригороде Оша, который безапеляционно заявил, что водитель, то бишь я, серьезно пьян. Пытался принудить к написанию в протоколе «что чуть-чуть выпил». Потом предложил проехать на экспертизу в какой-то аул в 70 км от поста. 40-минутные переговоры и 500 сомов наконец-то позволили отвязаться от назойливого «стража порядка». Едем, наслаждаемся красотами р.Нарын, Токтогульского водохранилища, вершин Тянь-Шаня, перевалов, тоннелей. Но, не долго! В окрестностях Токтогула на постах остановили 3 раза подряд: один придрался к отсутствию значка RUS, что обошлось нам в 500 сомов (просил 1000). Второй, через 3 км по трассе, тоже бросился проверять значок RUS (видимо был предупрежден коллегой). Но мы его уже нарисовали фломастером и водрузили на заднюю дверь. На большее у инспектора фантазии не хватило, и он был вынужден нас отпустить. Третьим за последние 20 минут был стационарный пост. Наша полоса была наглухо блокирована шлагбаумом со знаком STOP. Требование знака мы выполнили. И когда, как и все остальные участники движения, начали объезжать шлагбаум по встречной полосе, были остановлены. Нам инкриминировали проезд и остановку на сплошной линии. Забрали «права», завели в вагончик и в хамской форме начали вымогательство денег. Т.к. денег для нехороших людей было жалко, я решил переписать этих людей пофамильно с номерами их значков. Попытка «познакомиться» сделала инспекторов гораздо более вежливыми. Они, почему-то сразу удовлетворились суммой в 10 раз меньше первоначально названной и вернули «права». Совсем бесплатно отпустить, похоже, не позволила профессиональная гордость. Потом стемнело, и под покровом тьмы, никого не раздражая своими российскими номерами, мы благополучно добрались до Сокулука (под Бишкеком), где были тепло встречены родственниками. Учитывая «доброжелательность» блюстителей порядка машину из двора не выкатывали и планировавшиеся ранее автотуристические программы в Кыргызстане свернули. 2 дня посвятили прогулкам по Бишкеку, Ошскому рынку, встречам с родственниками, от которых нас теперь отделяют 2 границы. 26 июня, отдохнувшие, двинулись в строну дома. При выезде из Кыргызстана с нас потребовали документ о временном ввозе а/м, который при въезде такие же доблестные таможенники не оформили. Предложили на выбор – или арест автомобиля до выяснения обстоятельств въезда в Кыргызстан, или деньги. Пришлось выбрать второе. Следом подошел пограничник и предложил снять всю обшивку в салоне, разбортовать колеса или опять давать денег. Очень хотелось поскорее покинуть гостеприимный Кыргызстан, поэтому дали денег. Наконец Кыргызстан позади! Учитывая полный бардак на дорогах и границах, в нашем рейтинге впечатлений Кыргызстан из 4 пройденных стран уверенно занял последнюю строчку. В ближайшие годы посещать его на машине никакого желания нет. Хотя, отбросив все отрицательные эмоции, трасса Ош-Бишкек сказочно красива! А с детства мной любимый Ошский рынок сего неповторимым восточным колоритом! Следом был въезд в Казахстан, полным досмотр с выгрузкой всех вещей из машины, тщательным изучением салона пограничной собакой, неторопливым оформлением документов. Особых претензий к казахской стороне нет. Все законно, без наглого вымогательства (робко предложили дать денег на конечном этапе оформления документов, уже после всех досмотров, получили отказ, успокоились и вернули документы). Дальше – 2600 км казахских степей и пустынь по хорошим новым дорогам, доброжелательные, опрятно одетые, вежливые сотрудники дорожной полиции. А ведь десяток лет назад в Казахстане на дорогах бардак был похлеще киргизского, испытал на себе. Потом были сутки беззаботного пляжного отдыха в пансионате Досжан на Балхаше, еще один жесткий кахахско-российский погранпереход в Николаевке с еще более углубленным досмотром, вытряхиванием не только вещей из машины, но и вещей из каждой сумки. Туристы, посетившие Таджикистан и Узбекистан – большая редкость, что вызывает азарт в поиске чего-нибудь запрещенного в багаже. Последний рывок в 200 км и мы дома!
Впечатления от поездки настолько яркие, что даже мелкие неприятности на обратном пути не в счет! Отличный маршрут, замечательные попутчики, надежные автомобили. Однозначно – это одно из самых лучших наших путешествий!
Итог: Азия, вопреки нашим опасениям – то место куда можно и нужно ездить. Люди живы и здоровы, машины боеспособны, желание путешествовать неискоренимо а огнетушитель снова заправлен, можно повторить!!!