...8 августа 1323 года новгородский князь Юрий Данилович и шведский король Магнус Эриксон в крепости Орешек заключили Ореховецкий "мир на вечные времена" и определили первую границу между Новгородским княжеством и Швецией...
Все как-то собиралась проехать по некоторым знаковым точкам, а иначе говоря - тайникам, связанным с этой границей. Вот в минувшую пятницу и поехала.
Самой дальней из намеченных точек был пограничный знак Lahnalambi. Ориентируясь на свою карту, я хотела заехать к нему со стороны Зайцево, а уже от него двигаться на юг к камню Laudanjarvi harju и на Маслово.
Приозерский район самый пострадавший в ту бурю, что пронеслась в ночь с 29 на 30 июля по Ленинградской области. Следы ее стали попадаться сразу же за Сосново - местами вдоль дороги поваленый лес и следы работы техники.
Первой точкой было Тиверские городище. Когда-то у Тиверска проходила граница между Великим Новгородом и Швецией, установленная Ореховским договором.
Однако погода не располагала к тщательному осмотру бывшего городища (моросящий дождь да температура в 10 градусов), тем более, что от него почти ничего не осталось - его разрушили шведы еще в 1411 году и сейчас сохранился небольшой участок стены да протока, а в так - фактически лишь развалы камней.
А вот в чуть дальше расположеной деревне Васильево есть интересная церковь - Андрея Первозванного на Вуоксе. Она новая, освящена в сентябре 2000 года. Примечательна эта церковь тем, что построена на каменном островке, а к ней ходит паромчик - всего-то пересекает метров сто воды.
Следы бури видны и в Васильево - дорожка к пристани пропилена.
На магазинчике объявление в котором написано, что желающие взять поваленный лес на дрова должны обратиться администрацию с паспортом и инн.
Следующая остановка - Мельниково и красивейшая каменная кирха, построенная в 1913 году по проекту финского архитектора Стенбека. Основанием церкви служит природная скала, которую углубили для создания погреба. Она удивительно хорошо сохранилась, видимо потому что почти не пострадала от войны. Ее отремонтировали, и в советское время в ней был клуб, что не самое плохое использование такого здания - по некоторым отзывам в наше время там был какой-то магазин. Сейчас её, уже в который раз ремонтируют, что в ней будет уж не знаю. Дождь не дал особо посмотреть, так что фотография взята из Википедии.
Теперь решаю больше не отвлекаться и от Мельниково сначала заехать на самую дальнюю из намеченных точек - через Зайцево к пограничному межевому камню Lahnalambi. Через него в разное время проходили три государственных границы - самая первая государственная граница между Великим Новгородом и Швецией Ореховецкая 1323г., затем Тявзинская 1595г. и Ништадтская 1721г. - и на камне высечены соответствующие отметки.
За Мельниково следы бури куда заметнее. Местами работает техника, местами поваленные деревья уже сложены в штабеля. Асфальт прерывается.
У Бородинского щит с предупреждением о погранзоне, но постов уже нет. Благополучно доезжаю до Зайцево, хотя переодически кажется, что на меня косятся с подозрением. На выезде из поселка пропускаю тяжело ползущую в горку фуру. Ничего себе, думаю, лесные дороги, если по ним ездят такие громадины! Может это новая дорога к границе?! Но фура оказалась местного значения и её следы обрывались у последнего дома. А дальше пошла петлять с горки на горку красивая грунтовка.
Она меня удивила - хоть и узкая, но отсыпаная, крепкая, пропиленая после бури, проезжаемая на любой машине. Скорость ограничивается только многочисленными закрытыми поворотами. Кругом поваленный лес - пожалуй, только здесь начинешь представлять масштаб и силу той бури.
Секрет хорошей дороги оказался прост - я не увидела нужный поворот к Лещёву озеру, на берегу которого межевой камень Лахналамби, и выехала на делянку, арендованную финами - стояли лесовозы с финскими номерами. Жестами и на русском с сильным акцентом мне сказали, что дальше дороги нет, а не Лещёвое можно проехать если только вокруг. Вернувшись метров на 500 назад, я поняла, почему пропустила поворот - эта была дорога завалена.
Прошла по ней метров сто дальше за завал - а там завалено куда более серьезно, чем в начале.
Навигатор показал до озера около трех километров. Идти пешком по завалам не хотелось, и я решила проверить другие пути. Вернулась назад и повернула по пропиленной дороге на восток с небольшой надеждой, что пропилили ее не только до ближайшего озера. По крайней мере поеду пока едется.
Дорога была "для любых машин" и если бы не торчащие, иногда точно на ширину машины распиленные стволы поваленных деревьев, была бы совсем простой.
Она вела мимо озера Кремневское и на замечательно-красивой стоянке я решила остановиться и перекусить. Вывороченные здесь две березы хозяева стоянки, не мудрствуя лукаво, превратили в дрова.
Остановку на отдых я сделала в нужном месте - буквально через 50 метров от нее дорога перестала быть простой - началась мокрая глина, и что гораздо для меня хуже - камни.
И по-прежнему - поваленный лес.
Еду и недоумеваю - почему же её пропилили? На 2.7 км по этой дороге до озера Семиостровье у меня ушло полтора часа!
От этого озера должна была быть еще одна дорога в межевому камню на Лещёвом озере, которую даже можно условно считать линией границы. Повернув на неё, я как, и написано в отзывах по этому тайнику, уперлась в шлагбаум, рядом с которым табличка "Озеро взято в аренду. Лов рыбы и выход на лед запрещен". На лай небольших собак из домики вышел человек и подошел ко мне. Поздоровались, поговорили. Я спросила про озеро - раз аренда, то что, сделают "платную рыбалку"? Оказывается, нет, его взяли в аренду, но в нем разводят раков! Вот уж не думала, что они у нас есть! Но оказывается есть, только в красной книге. Рассказал про бурю, про то, как они потом неделю прорубали дорогу, ту, что покороче, на Заветное. А сколько повалилось деревьев в озеро! и как его теперь чистить - ведь никто не будет пробивать дорогу через устоявший лес чтобы вывезти поваленный. Рассказал, что в этом году здесь нет ни ягод, ни пока еще грибов и сюда стали захаживать медведи - еды в лесу мало. Вот поэтому собак и держит. Выбежавшие с громким лаем собаки оказались щенки-метисы от его чистокровной среднеазиатский овчарки. Уж с кем она их нагуляла не знает, но подозревает волков. Вот, двух щенков оставили - с собаками-то спокойнее.
За время нашей беседы щенкам уже надоело лаять и они с интересом следили за разговором. Про дорогу, идущую от Семиостровья к Лещёву сторож озера сказал - все завалено, никто не чистил, смысла туда ехать нет. Рекомендовал выезжать на Заветное, куда они пропилили проезд. Только мои планы были немного другими. На ту дорогу я поехала, но только до следующего тайника -межевого камня, по которому тоже проходила граница - он упоминается в Тявзинском (1595) договоре: "
оттуда через хребет до Laudanjarfuen hariu, где стоят 3 сосны: одна издавна и две новых отмеченные и с лежащим рядом камнем, на котором крест".
Лес на горе тоже повален.
и на камень упали сосны
На камне действительно отчетливо видны пометки - крест, какой ставили с русской стороны, и "корона" - со шведской.
На Заветное я не поехала, а вернулась на дорогу, идущую от Зайцево на Шушино и Севастьяново - уже было понятно,что пропилена она полностью. За одно хотелось посмотреть - нет ли еще какой-то возможности проехать на Лещёво. Если нет - то останется ещё лишь один возможный путь: через Степанянское и заходить на Лещёво с севера. Характер дороги не поменялся - местами мокро, местами глиняные колеи, иногда - каменный триал. Так я проехала километра три. Попалось пару неотмеченных на карте дорожек в северном направлении, но все завалено. Потом она стала улучшаться и как-то вдруг стало заметно, что близится осень
Тут появился еще один поворот на север, пропиленный. Идет на скалу, ныряет вниз. По нему удалось проехать километр, до колеи через глиняное болотце. Обход него был, но с
такими камнями!... Вобщем, проверив, что в тех колеях нет камней и бревен, поехала прямо. И на выезде совершила ошибку. В результате провела в этой луже три часа.
Вобщем лопата и пила - лучшие друзья. Повезло, что не было дождя, кругом в достатке поваленого леса и в эту поездку взяла все же свой "лоу-джек".
Попытка у меня была всего одна - если бы ШниФ зарылся в эту глину снова, осталось бы тут только ночевать - спальник с собой был. Через два часа Зеленый Эль получил возможность двигаться, сначала назад. Еще примерно через час я поехала уже дальше, вперед. Но всего триста метров. И уперлась в завал.
Причем дорога начала забирать на запад, а мне надо было на север, но северное направление не пропилено, хотя вроде бы просматривалось. Пришлось пятиться по колее в поисках разворота метров сто. Здесь меня застала темнота - пришлось выбираться на Шушино, а оттуда - на Мельниково и домой.
Итого - за восемь часов я проехала 36,5 км.
До камня Лахналамби я так и не добралась, не попала и на другой межевой камень Ореховецкой границы – Рускеасвуори (Чермную Щелью, с древнерусского - "красная скала":smile_wink:. Но зато воочию увидела, что сотворила буря и во что превратился лес в тех краях. Утро следующего дня я провела под машиной - и кто ж придумал этот хм... пластиковый, с позволения сказать, бампер...
